Художник Иван Яковлевич Билибин. «Съезд русских князей»
Съезд князей 1374 года.
Год: 1374 г. (предположительно 26 ноября)
Место: г. Переяславль-Залесский.
Важнейшие события:
Воин-змееборец
Белокаменный рельеф, 52 × 19 × 33 см
1374 г.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, г. Москва, из Спасского собора Андроникова монастыря.
Современными археологами было обнаружено каменное изваяние воина-змееборца, которое находилось в алтарной преграде появившегося как раз в то время Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Оно было установлено, по мнению некоторых исследователей, еще при игумене Андронике, в честь появления на свет в 1374 году великокняжеского младенца Георгия. На нем изображалась «борьба со змеем», со злом, что символически станет смыслом будущей жизни князя Юрия. Так действительность иногда напрямую бывает связана с некоторыми «предвидениями», появляющимися намного ранее.
Сергий Радонежский в Нижнем Новгороде
Год: 1365 г. (приблизительно 27 (14) ноября)
Место: г. Нижний Новгород.
Преподобный Сергий Радонежский. Художник Сергей Ефошкин
С Нижним Новгородом связаны особые страницы жизни игумена земли русской – преподобного Сергия Радонежского.
В 1365 году Преподобный Сергий по благословению митрополита московского и всея Руси Алексия отправился в Нижний Новгород, чтобы смирить нижегородского князя Бориса Константиновича, вернуть нижегородский престол князю Дмитрию Константиновичу, и главное –заключить крепкий политический и духовный союз между Москвой и Нижним Новгородом.
По этому поводу в своем труде «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» Е.Е. Голубинский пишет, «в 1365 г. поссорились между собой князья Суздальские Дмитрий и Борис Константиновичи из-за того, что младший брат захватил Нижний Новгород, оставшийся после третьего умершего брата, и не хотел уступать его старшему брату…». Дмитрий Суздальский обратился с жалобой на Бориса к великому князю Московскому Димитрию Ивановичу и к митрополиту Алексию, чтобы решить этот вопрос без вмешательства оружия. Внутренняя и внешняя обстановка на Руси в это время была очень напряженной: продолжались междоусобные распри князей, а правители Золотой Орды ждали повода, чтобы воспользоваться ситуацией.
Для исполнения этой миссии преподобный Сергий и отправился в Новгород. Митрополит Алексий даже поручил преподобному Сергию в случае упорства Бориса затворить в Нижнем Новгороде все церкви, т.е. наложить на город церковное прещение. Задача была выполнена.
Кроме основной политической задачи, преподобному Сергию следовало решить другие вопросы:
Упрочить политический союз нового Нижегородского князя Дмитрия Константиновича и Московского великого князя Дмитрия Ивановича, связав его узами княжеского брака. В своей записке «О преподобном Сергии Радонежском» российская императрица Екатерина II пишет следующее: «В 1365 г. преподобный игумен Сергий, по просьбе князя великого Дмитрия Ивановича, ездил послом в Нижний Новгород к князю Борису Константиновичу о мире. И мир, и тишину таки восстановили, и первые слова о браке князя великого Дмитрия Ивановича с дочерью князя Дмитрия Константиновича Суздальского были пособием преподобного игумена Сергия, чем пресеклись междоусобные распри о великом княжении Владимирском на Клязьме»
Также преподобный Сергий выполнял поручение митрополита о налаживании церковной жизни в Нижнем Новгороде и искал нового кандидата на Суздальскую епископскую кафедру, которым впоследствии станет преподобный Дионисий игумен Печёрский.
Нижегородское княжество в конце XIV века окончательно входит в состав нового Московского Русского государства, а основанный по преданию преподобным Сергием Троицкий храм с тех пор в сознании Нижегородцев является символом единства Нижнего Новгорода и Москвы.
Отметим, что в XIV веке дорога из Москвы в Нижний Новгород проходила через Владимир и Суздаль, вероятно, поэтому преподобный Сергий оказался на территории нынешнего Сормовского поселка Копосово, остановился здесь, осветил источник и основал будущую церковь Троицы Живоначальной. В середине XIV века нижегородский край страдал от чумы, Преподобный силой своей святости остановил поветрие. Известно, что намного позднее копосовские источники пользовались особым почитанием не только у нижегородцев, но и у москвичей вплоть до революционной поры.
И теперь выпить воды из источника, освещенного самим Сергием Радонежским и побывать в храме, который он основал, может каждый нижегородский прихожанин и паломник.
Сергий Радонежский на Рязанской земле
Год: 1386 г. (приблизительно 27 (14) ноября
Место: г. Рязань.
Фреска на Сергиевском храме 1697г., в Свято-Троицком монастыре Рязани. Прп. Сергий примиряет кн. Дмитрия и кн. Олега
Как упоминается в некоторых русских хрониках, на Филиппово заговенье известный своей святостью на всей Руси Сергий, игумен Радонежский, ездил в Рязань, чтобы примирить рязанского великого князя Олега Ивановича с великим князем московским Дмитрием Ивановичем Донским.
Н.М. Карамзин пишет так: «Муж, знаменитый святостью, игумен Сергий, взял на себя дело миротворца: ездил к Олегу, говорил ему именем веры, земли Русской и смягчил его сердце, так, что он заключил с Дмитрием вечный союз, утверждённый после семейственным: Феодор, сын Олегов, (в 1387 году) женился на княжне Московской, Софии Дмитриевне».
Время для своей миссии Сергий выбрал не случайно. В ноябре начинался Рождественский пост - один из самых продолжительных в православном календаре.
За время более чем месячного поста перед Рождеством Христовым каждый уважающий себя христианин должен покаяться, покаяться от неправедных дел пред образом Христа, простить своих недругов.
Было в чем каяться Олегу. И Сергий надеялся помочь ему в этом покаянии на исповеди, поскольку авторитет Сергия простирался не только на московские, но и на другие православные земли. Времени для переговоров было достаточно, они сопровождались, как это принято в православном мире, ежедневными монастырскими и совместными с княжеским двором богослужениями, и исповедальными беседами с глазу на глаз.
Примерное содержание и главная суть этих бесед нам известны: Сергий призывал Олега к патриотическим действиям за православную христианскую веру, за союз с московскими братьями во Христе, за единство Русской земли.
Нельзя не привести слова «Никоновской летописи», рассказывающие о ходе мирных переговоров Сергия с Олегом Ивановичем Рязанским и об итогах миссии Сергия, уж очень поэтично рассказывал обо всем русский летописец: «...преподобный же игумен Сергий, старец чудный, тихими и кроткими словами и речами, благодатью данною ему от Святого Духа много беседовав с ним о пользе души, о мире и о любви; князь великий же Олег приложил свирепство свое на кротость, и утешился, и укротился, и умилился великой душою, устыдился столь святого мужа, и взял с великим князем Дмитрием Ивановичем вечный мир и любовь из рода в род и возвратился преподобный игумен Сергий с честью и с славою многою в Москву, к великому князю Дмитрию Ивановичу, и достойно хвалим быть славен и честен от всех»...
И авторитет, и живая сила речей великого Сергия были настолько убедительны, что Олег согласился на полный и окончательный мир с Дмитрием Донским, с Московской землёй, хотя оба княжества на этот момент весьма серьёзно разъединяла густо пролитая кровь.
Ответственная миссия была выполнена.
«Видение отроку Варфоломею»
Автор: русский художник Михаил Васильевич Нестеров
Дата создания: 1889—1890
Материалы: Холст, масло
Размер: 160 × 211 см
Картина открывает цикл произведений, посвященных деяниям святого преподобного Сергия Радонежского (около 1321–1391), основателя и игумена Троице-Сергиева монастыря, носившего в миру имя Варфоломей. Сергий – один из наиболее почитаемых русских святых, отроческий образ которого стал для художника символом надежды на возрождение русской духовности. Нестеров использует эпизод из жития Сергия. В отличие от братьев, Варфоломею трудно давалась грамота. Однажды в поисках пропавшего стада отрок забрел в лес, где встретил монаха-черноризца, молящегося под дубом. Узнав, что мальчик тщетно стремится овладеть грамотой, он через таинство причастия помог Варфоломею обрести дар премудрости. Складная иконка в руке старца, напоминающая храм, церковка вдали – символы будущих свершений святого. Хрупкая фигурка отрока созвучна тонким молодым деревцам, ломким былинкам, молодой сосенке, пробивающейся у его ног. Напротив, темная фигура старца таинственно появляется из-за древнего дуба. Его лик сокрыт, вокруг головы светящийся нимб. Словно созерцание задумчивого осеннего пейзажа вызвало в воображении художника это видение.
Хранится в Государственной Третьяковской галерее, г. Москва.
«Сергий Радонежский с житием»
Дата создания: Первая треть XVI в.
Материалы: Дерево, темпера
Размер: 136 × 97.5 см
Житийная икона преподобного Сергия Радонежского с 17 клеймами написана для местного ряда иконостаса каменного Успенского собора Дмитрова – удельного города князя Юрия Ивановича, сына великого князя Ивана III и великой княгини Софии Палеолог. Завершение возведения каменного Успенского собора исследователи относят к началу 1510-х годов. Икона написана, по всей видимости, по заказу князя Юрия, который был тесно связан с Троицкой обителью и особо почитал преподобного Сергия.
Создателем дмитровской иконы можно считать Феодосия, сына Дионисия. Стиль житийной иконы соответствует дате возведения каменного Успенского храма к Дмитрове— началу 1510-х годов. К этому времени Феодосий был уже зрелым мастером. Под руководством своего отца он принимал участие в украшении Успенского собора Иосифо- Волоколамского монастыря (1485 или 1503 год), для которого писал, иконы, расписывал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502), а впоследствии руководил работами по росписи Благовещенского собора Московского Кремля (1508). Живопись в иконе преподобного Сергия, при близком к дионисиевской традиции письме личного, отличается большей контрастностью и насыщенностью цвета, жесткостью рисунка и схематичностью в построении композиций. Однако новые качества стиля не лишают житийный образ большой духовной силы.
Икона является самым ранним житийным образом святого в рост.
Хранится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, г. Москва.
«Преподобный Сергий Радонежский, с житием и сценами Сказания о Куликовской битве»
Дата создания: Середина XVII в.
Материалы: Дерево, темпера
Размер: 176 × 113 см
Ярославская икона XVII века «Преподобный Сергий Радонежский» с житием в 24 клеймах и «Сказанием о Мамаевом побоище». Эта икона широко известна уже более полувека, но до сих пор остается бесценным источником информации для специалистов в самых разных областях знания. Информационная насыщенность произведения колоссальна. Помимо традиционного жития Сергия Радонежского в клеймах, в среднике проиллюстрирована редакция жития святого, созданная келарем Троице-Сергиева монастыря Симоном Азарьиным. В ней представлены сюжеты о чудесах Сергия во славу Отечества в XV веке, при Иване Грозном, во время Смуты начала XVII века. Но главная ценность этого памятника — наделка (добавленная к иконе новая доска) конца XVII века с живописной историей о Куликовской битве. Многочисленные сюжеты восходят к литературному «Сказанию о Мамаевом побоище» и представляют исчерпывающую историю славной победы. Отметим, что перед нами вполне светский сюжет о конкретном историческом событии, что нечасто встречается в иконе. Но прославление Сергия Радонежского как заступника за Русскую землю позволило дополнить икону святого этой композицией, иллюстрирующей одно из самых важных событий в истории России XIV века.
Хранится в Ярославском художественном музее, г. Ярославль.
«Преподобный Сергий, моли Бога о нас»
Автор: русский художник Шершнёв Денис Александрович
Дата создания: 2013 г.
Материалы: холст/масло
Размер: 50см x 40см
Денис Александрович Шершнёв — представитель молодого поколения иконописцев, в искусстве иконописи он работает уже около 20 лет. Успешно сочетая творческий труд и преподавание в иконописной мастерской Московского государственного областного университета.
Иконопись в творческом труде Дениса Шершнёва — живой процесс, а не ремесло. Призывая к соблюдению канона, молодой иконописец видит в нем не ограничение, но прежде всего большую найденность языка и художественных приемов. Именно в рамках канона творчество направлено на созидание красоты иконы, ее гармонии и ощущения душевного спокойствия, убежден Денис Александрович. Если икона правильно выполнена, канонична — она красива духовной красотой. Это подтверждают светлые, гармоничные иконописные образы, созданные Денисом Шершнёвым, в которых отражается восприятие мира как радостного и удивительного дара человеку.
Пророческое видение птиц преподобному Сергию лежит в основе сюжета иконы. Молитвы Сергия были услышаны и приняты. Духовное потомство преподобного Сергия – его ученики, подобно птицам, разлетелись в разные уголки Руси. Сергий Радонежский сам стал основателем ряда монастырей, еще больше обителей создали его ученики. Они разошлись по всей Руси и основали великие обители с тем же общежительным уставом, который был принят в монастыре Святой Троицы. Трудами и молитвами Сергия и его учеников были созданы около 40 монастырей, а еще более 50 – учениками его учеников. Монастыри соединили самые удаленные уголки Руси в единое духовное пространство.
«Поединок Пересвета с Челубеем» (Поединок на Куликовом поле) – картина русского художника Михаила Ивановича Авилова.
Автор: русский художник Михаил Иванович Авилов
Дата создания: 1943
Материалы: Холст, масло
Размер: 327 x 557
На картине изображен эпизод, предшествовавший началу Куликовской битвы (8 сентября 1380), — поединок русского витязя, монаха Троице-Сергиевой лавры Александра Пересвета с татарином Челубеем (по одним транскрипциям Челибей, Телебей, по другим сведениям — Темир-мурза), окончившийся одновременной гибелью обоих.
Замысел картины, ставшей подлинным событием в переломный год отечественной войны, родился у Авилова за 25 лет до его осуществления. Еще в 1917 году художник выставлял работу "Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом", не удовлетворившую его и позже им уничтоженную. Масштабная трагедия Великой Отечественной войны приблизила подвиги предков, подняла на щит героические дела народа, воскресила далекие исторические события, придала им остро современное звучание.
Осенью 1942 года Авилов вернулся из эвакуации в Москву, где получил большую мастерскую, что и дало возможность начать работу над крупным холстом. В процессе работы над картиной художник искал свою тему и написал четыре крупных эскиза: "Дмитрий Донской у Сергия Радонежского", "Дмитрий Донской решает переправляться за Дон", "Куликовская битва" и "Бегство Мамая". Уже в первом, и оставшимся единственным, эскизе "Поединка" Авилов нашел нужное композиционное решение сюжета. В декабре 1942 года художник приступил к исполнению картины и написал ее всего за шесть месяцев. Стремление правдиво передать время и образы исторических персонажей заставляет художника быть максимально точным в передаче деталей: костюмы и оружие многократно зарисовывались в Центральном Историческом музее.
По словам Авилова, картина писалась необыкновенно легко, художник был на пике творческого подъема, и, безусловно, это произведение занимает особое место в его творчестве.
Хранится в Государственном Русском музее, г. Санкт-Петербург.
Создано по авторским материалам насельника Троице-Сергиевой Лавры иеромонаха Гурия (Гусева)
Работа насельника Троице-Сергиевой Лавры иеромонаха Гурия (Гусева) посвящена начальному периоду истории одной из важнейших в истории России святой обители – Троицкого монастыря. Духовная литература, создаваемая и накапливаемая в нем, сыграла огромную роль в формировании русского государства и национальном самоопределении.
Ниже кратко представлены труды выдающихся писцов Троицкого монастыря XIV–XV веков.
ИСААКИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
Прп. Исаакий Радонежский.
Роспись ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троице-Сергиевой лавре. 1842 г.
Радонежский молчальник. Предположительно Исаакий появился в монастыре после 1354 г., когда преподобный Сергий стал настоятелем. В Троицкой летописи начала XV в. фигурирует как «раб Божии Исакии, чернец, молчалник, ученик великаго отца игумена Сергиа, преподобнаго старца».
По-видимому, Исаакий поддержал преподобного Сергия, когда игумен вводил в монастыре общежительный устав. В 1378 году Сергий предложил Исаакию возглавить Киржачскую обитель, но тот отказался. При этом ученик попросил преподобного Сергия благословить его на подвиг молчальничества. Исаакий молчал «по вся дни живота своего» до кончины. Он подвизался «великым въздръжанием, тело свое удручаа ово постом, ово же бдением, ово же млъчанием», спасаясь от «страсти» молитвами преподобного Сергия.
Известие о кончине Исаакия сохранилось в ряде летописей лаврентьевско-троицкой группы и представляет собой Похвалу святому. Отмечается, что Исаакий жил «добрым житием, чистым, благым, святым, иже исправи всяку добродетель». Характерными его чертами были «послушание, чистота, смирение, молчание, братолюбие, въздержание, нищета, нестяжание, рукоделие, любовь, пост, кротость, беззлобие, и иныя многы добродетели его... паче же безмлъвие любляше и млъчанию прилежаше, от того и млъчалником прозван бысть, да поистине таковыи свят и Божии угодник». Считается автором Похвалы Исаакию выступает Епифаний Премудрый.
Место погребения Исаакия неизвестно.
Был книгописцем. В описи имущества Троице-Сергиева монастыря 1642 г. отмечены 2 книги, переписанные святым: «Евангелие в десть, на бумаге, Исаковское Молчальниково» и «Псалтырь в полдесть, на бумаге, письмо Исаака Молчальника».
ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ
Прп. Епифаний Премудрый. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». Кон. XVII в. (СПГИАХМЗ)
Прп. Епифаний Премудрый. Роспись церкви Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) в Троицко-Сергиевой Лавре. 1842 г.
Иеромонах Троице-Сергиева монастыря, ученик преподобного Сергия Радонежского, агиограф. Сведения о Епифании заимствуются из его сочинений. Поскольку в них содержится критика политики вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты в Ростове, можно предположить немосковское происхождение книжника. Возможно совершал в 80-х гг. XIV - нач. XV в. путешествия в Константинополь, на Афон и в Иерусалим, о которых известно из его сочинений.
Став учеником прп. Сергия, Е. П. начал делать записи о жизни святого после его кончины, последовавшей осенью 1392 г. В 90-х гг. XIV в. Епифаний переселился в Москву. Там же было написано 1-е сочинение Епифания - житие святого Стефана Пермского - написанное, вероятно, вскоре после кончины святого. При написании Жития Епифаний опирался как на собственные воспоминания, так и на сведения, полученные от других людей. Уже для этого произведения характерен присущий Епифанию историзм: пристальное внимание к фактам, детализированность их изложения. По-видимому, ко времени написания Жития свт. Стефана Епифаний. еще не был рукоположен во иерея (автор себя называет «худым и недостойным, убогим иноком», «иноком списающим»).
В декабре 1408 г., во время похода ордынского эмира Едигея на Северо-Вострочную Русь, Епифаний бежал из Москвы в Тверь. Вернувшись в Троице-Сергиев монастырь, Епифаний в 1418 г. приступил к составлению Жития прп. Сергия на основе записей, сделанных книжником в продолжение более 20 лет. Житие прп. Сергия Епифаний писал как на основе собственных воспоминаний, так и опираясь на известия, которые он получил от др. современников преподобного. Житие прп. Сергия насыщено биографическими деталями, содержит много информации об окружении прп. Сергия. К этому же периоду пребывания Е. П. в Троице-Сергиевом монастыре относится составление книжником Похвального слова прп. Сергию.
Епифаний Премудрый был литературно одарен. Свой стиль, сформировавшийся под влиянием последователей тырновской книжной школы, Епифаний определял как «плетение словес». Для литературной манеры Епифания характерны ритмизированность текста за счет использования однокоренных и созвучных слов, умножение метафор, эпитетов и сравнений, эмоциональность, широкое привлечение библейских образов. Несмотря на орнаментальность стиля, сочинения Епифания богаты фактическим содержанием, изложенным точно и обстоятельно, что делает их ценным историческим источником.
Без достаточных оснований высказывались предположения о том, что Епифаний является автором нескольких памятников древнерусской литературы: «Слова о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русскаго», предисловия к рассказу о смерти Тверского вел. кн. св. Михаила Александровича, плачей о митр. Киприане и Тверском еп. св. Арсении.
Недоказанным представляется предположение о Епифании как об авторе Повести о нашествии ордынского эмира Едигея на Русь в 1408 г.
Епифанию приписывают составление окружного послания митр. св. Фотия 1415-1416 гг. и участие в написании Поучения митр. Фотия Московскому вел. кн. Василию I Димитриевичу и авторство послесловия к переводу ханских ярлыков Русским митрополитам.
Кончину Епифания Премудрого следует отнести ко времени после 1443 г.
АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ
Прп. Афанасий Высоцкий Старший и кн. Владимир Серпуховской. Миниатюра из вкладной книги Высоцкого серпуховского монастыря. 1648 г. (СГИХМ. № 1673. Л. 10). Фрагмент
Прп. Афанасий Высоцкий Старший. Миниатюра из вкладной книги Высоцкого серпуховского монастыря. 1648 г. (СГИХМ. № 1673. Л. 10). Фрагмент
АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший (Серпуховский), первый игумен серпуховского монастыря в честь Зачатия Богородицы, ученик прп. Сергия Радонежского.
Основными источниками сведений об Афанасии являются житие прп. Сергия и летописи. В 1697 г. в Чудовом московском монастыре было написано «Слово о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого». Согласно «Слову», Афанасий Высоцкий в миру носил имя Андрей, был сыном священника Авксентия и происходил из Обонежской пятины Новгородской земли, его мать звали Марией. Неизвестно, когда он пришел в монастырь прп. Сергия. В одной из старших редакций жития прп. Сергия об Афанасии сказано: «Бе бо мужь благоразумен, Божественых писаний исполнен, и многи книги писания руки его и доныне зело красны сведетелствуют, обретаются в похвалу чюдному и добродетелному житию его и мнозей мудрости».
В 1374 г. прп. Сергий помог князю Владимиру Серпуховскому (Храброму) основать близ Серпухова Высоцкий монастырь, «състави общее житие зело благоразумне» и благословил на игуменство Афанасия Высоцкого.
Известны 2 рукописи письма Афанасия:
Паремийник, в котором рукой преподобного на полях вписаны тексты апокрифического сказания о Моисее,
и Пандекты Никона Черногорца, на страницах этой рукописи Афанасий Высоцкий поместил свод правил монашеской жизни, заимствованный из творений отцов Церкви и из Патериков.
В 1382 г. Афанасий оставил Высоцкий монастырь, назначив игуменом прп. Афанасия Высоцкого Младшего, и ушел вместе с изгнанным митр. Киприаном сначала в Киев, а потом в Константинополь, где купил себе келью в Студийском монастыре. В 1392 г. некий инок Сергий по благословению Афанасия Высоцкого переписал в Студийском монастыре сборник аскетических творений и житий святых и в том же году послал его в Высоцкий монастырь.
Большинство исследователей считают, что именно Афанасий Высоцкий в 1401 г. написал в константинопольском монастыре Богородицы Перивлепты версию Иерусалимского устава под названием «Око церковное». Рукопись Устава в 1401 г. была прислана на Русь и скопирована в Высоцком, Андрониковом московском, Троице-Сергиевом, Кирилловом Белозерском, Саввине Сторожевском и других монастырях.
В Троицкой летописи, составленной в 1412 или в 1414 г., отмечено, что старец Афанасий Высоцкий «с миром к Господу отиде».
Афанасий Высоцкий упоминается также в списках «Описания о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.): «Преподобный Афанасий, игумен Высоцкаго монастыря Зачатскаго, иже в Серпухове, первый и дивный ученик бысть святаго Сергия чудотворца».
НИКОН РАДОНЕЖСКИЙ
Прп. Никон Радонежский. Роспись алтарной части Успенского собора Московского Кремля. 1643 г.
Прп. Никон Радонежский. Фрагмент запрестольного семисвечника. 1883 г. (Успенский собор Троице-Сергиевой лавры).
НИКОН, второй игумен Троице-Сергиева монастыря (1392, 1398 - 1426), один из младших учеников и келейников прп. Сергия Радонежского, духовник боровско-серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго. Основными источниками сведений о Никоне являются его Житие (в Краткой и Пространной редакциях, написанных соответственно Пахомием Логофетом в сер. XV в. и неизвестным автором ок. 1547), чудеса, описанные в Житии прп. Сергия Радонежского, ряд памятников русской агиографии сер. XV-XVI в. в составе рус. летописей, акты XV-XVII вв., вкладные книги и синодики Троице-Сергиева монастыря XVII в., записи на рукописных книгах.
Согласно Житию, Никон родился в зажиточной купеческой семье. По данным синодиков, его родителями были Закхей и Фотиния. В молодости Никон обнаружил стремление к монашеской жизни, оставил родительский дом и ушел в основанный прп. Сергием Троицкий монастырь, чтобы здесь принять постриг. Однако прп. Сергий отправил его к своему ученику прп. Афанасию Высоцкому Старшему, игумену Высоцкого Серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы монастыря. Высоцкий монастырь был основан прп. Сергием в 1374 г. по желанию боровско-серпуховского князя Владимира Андреевича. Князь являлся покровителем Троицкого Сергиева и Высоцкого серпуховского монастырей. Никон был рукоположен во иерея, в 1380 г. принял иноческий постриг в Высоцком монастыре.
Осенью 1382 г., во время конфликта между Владимирским и Московским вел. князем св. Димитрием Иоанновичем Донским и Киевским митрополитом свт. Киприаном, прп. Афанасий Старший поддержал святителя и вместе с ним через Киев уехал в Кнстантинополь. После этого Никон ушел из Серпухова в Троицкий монастырь и был принят прп. Сергием в состав братии. Возможно, на это повлияли события конца августа 1382 г., когда во время нашествия Тохтамыша на Москву погибло большое число настоятелей обителей и представителей черного духовенства. Их должны были заместить в московских монастырях выжившие опытные в монашеской жизни иноки, напр., из Троицкого монастыря, на место которых могли быть приняты другие иноки, в том числе и Никон.
Во второй половине 80-х гг. XIV в. Никон стал келейником игумена, затем был назначен келарем. В марте 1392 г., после ухода прп. Сергия в затвор, Никон стал исполнять обязанности настоятеля Троицкого монастыря.
После смерти прп. Сергия (25 сент. 1392) Никон был вынужден оставить игуменство в монастыре и уйти в затвор, Троицким игуменом с кон. 1392 по 1398 г. был прп. Савва. Согласно Житию Никон, в 1398 г. покинул затвор и вновь стал игуменом Троицкого монастыря. Первое упоминание Никона как настоятеля Троицкого монастыря после смерти прп. Сергия относится к 1401 г.
При Никоне обитель впервые подверглась разорению в декабре 1408 г., когда на города Северо-Восточной Руси напали ордынские отряды эмира Едигея. Деревянные стены, кельи и Троицкий собор были сожжены, монахам пришлось спасаться в окрестных лесах. Ордынцы разорили принадлежавшие монастырю села в радонежских и дмитровских землях. Большой урон был нанесен монастырской библиотеке, оказалась утрачена значительная часть древнейшей монастырской документации
В 1411 г. игумен закончил строительство нового деревянного Троицкого собора. В тот же год (по др. версии, в 1418) прп. Епифаний Премудрый впервые зачитал в обители свое «Слово похвално преподобному отцу нашему Сергию». 5 июля 1422 г. при участии Галицко-Звенигородского князя Георгия Димитриевича и радонежского князя Андрея Владимировича совершилось обретение мощей прп. Сергия.
Обретение мощей прп. Сергия Радонежского. Хромолитография. 1866 г.
В 1409-1426 гг. Никон развернул строительство в монастыре. В 1422 г. по его приказу деревянная Троицкая церковь была перенесена на новое место, а на старом был заложен каменный собор. В 1425 г. Никон обратился к иконописцам-монахам митрополичьего Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя монастыря, преподобным Даниилу Чёрному и его ученику Андрею Рублёву, которые согласились расписать каменный Троицкий собор и выполнили работу в довольно короткий срок. Игумен Никон сохранил авторитет Троицкого монастыря в духовной жизни Руси. Среди ближайших покровителей Троицкого монастыря прежде всего следует выделить боровско-серпуховского князя Владимира Андреевича и его жену княгиню Елену Ольгердовну, а также младших членов их семьи. Отношения с Н. и Троицкой обителью поддерживала и семья Владимирского и Московского великого князя Василия I и Софии Витовтовны..
Вслед за прп. Сергием Радонежским Никон поддерживал тесные контакты с Тверской землей.
Житие прп. Никона Радонежского. Сборник. 50-е гг. XV в. (РГБ. Ф. 304/I. № 763. Л. 407)
Книгописание.
Во время игуменства Никона Троицкий Сергиев монастырь стал одним из важнейших книгописных центров Северо-Восточной Руси.
Между 1406 и 1418 гг. прп. Епифаний Премудрый создал «Слово похвално преподобному отцу нашему Сергию», в котором говорилось, что преемником святого стал его ученик Никон. Это произведение читалось уже в пергаменной Троицкой летописи (Свод 1408/09 г.), написанной в игуменство Никона, не ранее 1422 г. или между 1417 и 1423 гг.
«Замышлением» Никона в первой четверти XV в. были созданы четыре рукописи, о чем известно из записей на них: в 1411 г. была переписана «Лествица» Иоанна Лествичника, в 1414 г.- сборник с поучениями аввы Дорофея и словами Симеона Богослова, в 1418 г.- сборник, который состоял из «Диоптры» инока Филиппа, вопросов и ответов свт. Афанасия Александрийского и других сочинений, переписанный Иосифом и другими писцами; в 1425 г. был переписан еще одни сборник.
В период настоятельства Никона в Троицкой обители также были переписаны: в 1412 г. две «Лествицы», в 1423 г.- сборник, в состав которого входили «Лествица» Иоанна Лествичника, поучения аввы Дорофея и др. (РГБ. Ф. 304/I. № 167); писцами были лица, упоминания о которых можно найти в троицких актах первой трети XV в.
Игумен Никон скончался в 1426 году и был погребен недалеко от прп. Сергия. В первой половине 40-х гг. XV в., находясь в Троице-Сергиевом монастыре, иеромонах Пахомий Логофет написал Краткую, а затем и Пространную редакцию Жития Никона. В 1440-1459 гг. Пахомий Логофет составил службу преподобному. В числе информаторов Пахомия были троицкие монахи, а также ученик и келейник Никона- бывший троицкий келарь прп. Игнатий. Древнейший список Краткой редакции Жития Н. относится к 1490 г. Краткая редакция Жития Никона не имеет традиционного предисловия и похвального слова. Почитание Никона, первоначально связанное лишь с Троице-Сергиевым монастырем, со временем распространилось на другие общежительные монастыри. Возрастанию почитания Никона до общерусских масштабов способствовала начавшаяся при великом князе Василии II Васильевиче традиция частого посещения Троице-Сергиева монастыря представителями правящей династии, которые окончательно взяли его под свой патронат в 1456 г.
ИГУМЕН САВВА
Савва Сторожевский (Савва Звенигородский) — преподобный Русской православной церкви, основатель и первый игумен Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде; Звенигородский чудотворец. Один из наиболее известных русских святых, духовный подвижник России, «покровитель царей» и «защитник Москве», исцелитель, прозорливец, «всем грешным прибежище». Считается одним из первых (по времени и положению) учеников преподобного Сергия Радонежского.
Известно, что большую часть своей жизни святой Савва прожил в Троицком монастыре у Сергия Радонежского. Он был избран духовником Троицкой братии, включая самого Сергия, а после кончины Сергия Радонежского (1392) был некоторое время игуменом Троицкого монастыря (когда Никон Радонежский, которому преподобный Сергий передал игуменство, ушёл в затвор). Он был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского Евдокии (в монашестве Евфросинии) и их третьего сына (второго по праву наследования) Юрия Звенигородского.
По летописям, в 1395 году преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию, который завершился полной победой и взятием 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань. Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы. Основание монастыря на Сторожи можно отнести к 1396—1398 годам. Именно в разгар строительства и после кончины владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году, преподобный Савва оставил Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия пришёл в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери. В это же время полным ходом шло строительство каменного храма на Городке в Звенигородском Кремле, а позднее (после кончины Саввы) Троицкого собора в Сергиевом монастыре и Рождественского в Саввино-Сторожевском. Для росписи этих храмов был приглашён молодой иконописец Андрей Рублёв. Предположительно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублёва на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора.
При игумене Савве перепиской здесь занимался Евстафий Шепель, о чем свидетельствует следующая запись: «В лето 6937 (1429) тогда игуменство дрежащу в Сергиеве монастыре кир Саве, строительство же бысть поручено старцу Герману Васкину, келарь же бе тогда Сава Арбузов Чериков. Писал же Евстафие мирской человек, а прозвище ему Шепель». Ему же принадлежит переписка Пролога, датированного 1424 годом. Церковный Устав, написанный в 1429 году «в обители святыя Троицы Сергиева монастыря … повелением раба Божья игумена Саввы, рукою смирена инока Ионы».
Преподобный Савва Сторожевский преставился 3 декабря 1407 года.
ИГУМЕН ЗИНОВИЙ
Преемником Саввы был игумен Зиновий, особенно любивший книги.
О детстве и мирской жизни отца Зиновия сведений практически не сохранилось, да и последующие биографические данные о нём очень скудны и отрывочны; согласно Русскому биографическому словарю Половцева, Зиновий пользовавался расположением великого князя Московского Василия II Тёмного, у которого последний в 1440 году крестил сына Тимофея — Иоанна (будущего Иоанна III), а в 1441 году — следующего сына Юрия (Георгия).
Осенью 1441 года, когда двоюродный брат великого князя Димитрий Шемяка, соединившись с литовским выходцем князем Александром Чарторижским, внезапно подступил к Москве, с целью отнять у Василия Тёмного великокняжеский престол, игумен Зиновий явился посредником между враждовавшими братьями и силою своего духовного авторитета на время прекратил распрю, примирив Димитрия Шемяку с великим князем.
При Зиновии в Троицком монастыре наблюдается оживление в области книжной деятельности. Игумен Зиновий получал книги с Востока и в то же время заботился о том, чтобы они переписывались в Троицком монастыре. Так, «в 1431 году на Афоне, в лавре св. Афанасия, инок Афанасий Русин» переписал книгу, которая «последи же повелением господина Зиновия, игумена Сергеева монастыря, съписася грешным Ионою игуменом Угрешским». Вероятно, Зиновий намеренно заказал списать на Афоне некоторые статьи, как, например, Житие священномученика Зиновия. Для игумена Зиновия работал на Востоке еще другой писец, называющий себя «убогим Евсевием – грешным Ефремом».
Евсевий-Ефрем переписал немало рукописей. Ему принадлежит список Лествицы Волоколамского собрания. В этой рукописи содержатся следующие записи: «Божиею помощию съвръшися божественаа сия книга в Константине граде, в царьстеи обители Пресвятыя Владычиця наша Богородиця Иперивлепто. Ея же молитвами да помилуеть нас Христос истинный Богъ нашь. Емуже слава, съ безначальным Его Отцем, и Всесвятымъ Духомъ в бесконечныя векы, амин»; ниже: «О оубогы Еусевие: в лето… мартиа… непотребныи Ефрем». Возможно, «Евсевий» было мирское имя писца, а «Ефрем» – монашеское. Приведенные приписки свидетельствуют, что Евсевий работал в Константинополе в том же монастыре Иперивлепто, где жили русские книжные деятели преподобный Афанасий Высоцкий и игумен Зиновий. Таким образом, Евсевий представляется нам видным книжным деятелем начала XV века. Будучи в известной степени человеком образованным, Евсевий не просто копировал рукописи, но, по-видимому, иногда проверял текст по греческому подлиннику, в других случаях он давал новую редакцию текста. Этот неутомимый труженик имел связь с Троицким монастырем. Вероятно, он был монахом этой обители, но живя в Цаьграде и называясь «русином», имел основания скрывать свое возможное сербское происхождение: он бежал от «цара Турскога». Во всяком случае книжная деятельность Евсевия носила весьма разнообразный и обширный характер и оставила заметные следы в Троицком книгохранилище.
Игумен Зиновий в свое время много позаботился об увеличении монастырского книгохранилища. Очевидно, это был человек просвещенный, может быть и сам побывавший в Константинополе. В годы его игуменства в обители трудилось немало выдающихся писцов. При нем, благодаря связям с Балканами, в Троицком монастыре шла, интенсивная работа в книжной и литературной области.
В Троицком монастыре при игумене Зиновии перепиской книг занимался также «многогрешный Пимин». Надо полагать, что при нем прибыл сюда иеромонах Пахомий Серб, также называемый Логофетом, который не только оставил после себя литературные труды, но и собственноручно переписанные книги.
ПАХОМИЙ ЛОГОФЕТ (СЕРБ)
Пахомий Лагофет во время работы над Житием прп. Сергия Радонежского. Миниатюра из Лицевого Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. № 21. Л. 345)
Пахомий Лагофет во время работы над Житием прп. Сергия Радонежского. Миниатюра из Лицевого Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. № 21. Л. 347 об.)
ПАХОМИЙ ЛОГОФЕТ (СЕРБ)
Сведения о жизни Пахомия отрывочны и устанавливаются на основе его сочинений и переписанных им рукописей. Прозвище Серб указывает на национальность писателя и использовалось им самим. Логофетом писатель впервые называет себя в ранних сочинениях: Похвальном слове прп. Варлааму Хутынскому и Службе новгородской иконе «Знамение».
Пахомий в сане иеромонаха пришел в Новгород с Афона при Новгородском архиеп. Евфимии II (1429-1458). О своем прибытии он сообщает в предисловиях к Житиям свт. Евфимия и прп. Варлаама Хутынского («...пришедшю ми отъ Святыа Горы въ преславный Великiй Новъградъ… и сего ради повелѣнъ быхъ архiепископомъ того же преименитаго града владыкы Еуфимiя прiити въ обитель святаго…» ). Здесь он пробыл до нач. 40-х гг. XV в. Помимо комплекса произведений, посвященных св. Варлааму, он также по поручению архиепископа Евфимия II создал Похвальное слово и Службу иконе «Знамение», новую редакцию Службы святым Борису и Глебу.
Четвертая Пахомиевская редакция Жития прп. Сергия Радонежского. Автограф Пахомия Лагофета. Нач. 40-х гг. XV в. (РНБ. Соф. № 1248. Л. 329)
В начале 40-х гг. XV в. Пахомий поселился в Троице-Сергиевом монастыре и прожил там до 1459 г. «Чудо о пресвитере Семионе» в составе Жития прп. Сергия Радонежского («О пресвитере и о мужи, бывших в Латинских странах»), в котором повествуется о бегстве священника с Ферраро-Флорентийского Собора и об отправке его в Троицкий монастырь к игумену Зиновию. В этот период он работал над Житием прп. Сергия Радонежского, создав несколько редакций произведения, а также Службу святому. Параллельно Пахомий трудился над циклом, посвященным прп. Никону Радонежскому, составив несколько редакций Жития и Службу.
Ко второй половине 50-х - нач. 60-х гг. XV в. относят работу Пахомия над циклом, посвященным свт. Алексию, создание которого велось по заказу вел. кн. Василия II Васильевича.
В 1459-1461 гг. Пахомий вновь посетил Новгород, где по заказу архиепископа дополнил свои старые произведения и написал новые. «Одаривъ его множеством сребра, куны же и соболми почтивъ», архиеп. Иона «повелѣ же и житие с похвалным словом и канонъ преподобному Варламу списати, еще же и великому Ануфрию такоже послѣдование бдѣнию списати повелѣ… Повелѣ же каноны и житиа списати и еще блаженныя княгини Олги началницы христианству в Рустѣи земли… и преподобному Савѣ, создавшему монастырь на Вѣшерѣ рѣкѣ, и преже его бывшему архиепископу блаженному Еуфимию». Считается, что в это время Пахомий работал над Второй редакцией Жития прп. Варлаама и над циклом, посвященным свт. Евфимию. По поручению архиепископа Ионы в Новгороде Пахомий также составил Службу прп. Антонию Печерскому и Похвальное слово на праздник Покрова Пресв. Богородицы.
После кончины митрополита Московского Ионы в 1462 году, Пахомий получил от новгородского владыки заказ на составление «последования памяти его и службы канона», посвященных Московскому святителю.
По поручению вел. кн. Василия II Васильевича Пахомий отправился в Кириллов Белозерский монастырь, чтобы собрать там материалы для Жития его основателя. К этому периоду относится сотрудничество Пахомия и недавно пришедшего в Кириллов монастырь книжника Евфросина: при составлении своего келейного сборника Евфросин привлек сербского агиографа для написания известных последнему сказаний об афонских монастырях.
В 1472 г. в связи с открытием и перенесением мощей митр. свт. Петра великий князь Иоанн III Васильевич поручил Пахомию написать посвященные этому событию Слово и Службу, что агиограф и исполнил, указав в акростихе канонов имена заказчиков. В 1472 или 1473 г. в Москве Пахомий составил Службу свт. Стефану Пермскому, а также 1-ю Проложную редакцию Жития свт. Стефана Пермского.
Традиционно считалось, что не позднее 1473 г. Пахомий создал свою редакцию Жития кн. Михаила Черниговского и боярина Феодора и Сказание «О убиении Батыя». Существует предположение, что во второй пол. 70-х гг. XV в. Пахомий участвовал в великокняжеском летописании, создав ряд произведений для великокняжеского свода 1477 г.
Сведения о дальнейшей деятельности Пахомия Логофета отсутствуют. По-видимому, вскоре после 1484 г. он скончался. Точное время и место его смерти неизвестны.
Иеромонах Пахомий Серб был едва ли не самым плодовитым писателем древности. Его перу принадлежат: 10 житий, 4 похвальных слова, 4 сказания и 14 служб с 21 каноном в них. Пахомий написал следующие жития: свт. Алексия (в 3 редакциях и предположительно в летописной), прп. Никона Радонежского (в 3 редакциях), прп. Кирилла Белозерского (предположительно в 2 редакциях), архиеп. Новгородского свт. Евфимия II, прп. Саввы Вишерского (в 2 редакциях), архиеп. Новгородского свт. Моисея (предположительно в 2 редакциях), а также создал новые редакции на основе уже существовавших житий: прп. Варлаама Хутынского (2 редакции), прп. Сергия Радонежского (несколько пространных редакций, число которых остается под вопросом, и Проложную редакцию), блгв. кн. Михаила Черниговского и боярина его Феодора (3 редакции), 1-ю Проложную редакцию Жития свт. Стефана Пермского.
За исключением Жития свт. Моисея, написанного Пахомием на исходе жизни, остальные жития или их редакции создавались в составе циклов вместе со службами, иногда вместе со сказаниями (об обретении мощей, о новых чудесах) и с похвальными словами. Высказывалось мнение, что Пахомий написал Жития архиепископов Новгородских Иоанна и Ионы, а также митрополита Московского Ионы.
Пахомиевские редакции Жития прп. Сергия Радонежского в существующих классификациях.
В рукописи книги преподобных Симеона Нового Богослова и Аввы Дорофея с прибавлениями читаем следующие записи: «Многогрешни и последняго Пахомие в ле(то) … (1443)»5 ; «в лето… (1445) круг луны 13».
В 1459 году иеромонах Пахомий Серб переписал Толковую Псалтирь, что видно из следующей записи: «Списана бысть сия божественная книга Псалмы Давидови. повелением Сергия старца Сергиева монастыря казначии рукою последняго вь священноиноцехь таха иеромонаха Пахомия сербина в лет… (1459)».
Иеромонах Пахомий был продолжателем писательских трудов своего славного предшественника – преподобного Епифания Премудрого, влияние его на дальнейшую агиографическую литературу было громадное.
Пахомий владел всеми жанрами агиографических и гимнографических сочинений (возможно, был также летописцем). Как правило, писатель составлял циклы произведений, посвященные тому или иному святому или празднику: наряду с житием или сказанием он создавал службу (каноны), часто также похвальное слово и сказания (о посмертных чудесах и др.). Одиночные сочинения в его творческом наследии скорее исключение. Особенностью творчества Пахомия Логофета является переработка собственных сочинений: большинство житий и некоторые службы он неоднократно редактировал (для некоторых житий выявлено по 3 редакции), причем редактирование могло быть разного рода (стилистическая переработка, сокращение или составление пространной редакции на основе краткой), что было связано с поставленными перед книжником целями (богослужебными - создание краткой или проложной редакции на основе пространной; создание или переработка пространной редакции для оформления общерусского почитания святого и др.).
Составляя новые авторские редакции, Пахомий мог использовать уже имевшиеся сочинения. Некоторые его редакции представляют собой незначительную переработку чужих произведений путем сокращения одних мест и расширения других, их мозаичного соединения; автор иногда дополнял сочинения предисловием и заключением. Исследование творчества Пахомия показало, что такой способ редактирования характерен для работы писателя над собственными текстами, при обращении же к др. источникам он их серьезно перерабатывал. При написании ряда сочинений или их фрагментов (например, рассказов о посмертных чудесах, канонов и др.) Пахомий пользовался записанными им рассказами очевидцев.
Для творчества Пахомия характерно использование разнообразных лит. источников: он много заимствовал из чужих произведений, как переводных, так и оригинальных. Круг использованных им произведений на уровне прямых цитат, микроцитат, общей композиционной структуры очень широк, но выявлен далеко не полностью. Актуальным остается изучение специфики его работы с источниками.
Другой особенностью творчества агиографа является самоцитирование. Пахомий прибегает к самоповторам во вступлениях к житиям и в др. фрагментах текста, использует одни и те же богородичны в канонах, переносит с небольшими изменениями песнопения из одной службы в другую и т. д. Его сочинения даже разных жанров объединены общими местами и мотивами, что может быть обусловлено принадлежностью героев произведений к одному типу святости (преподобных, святителей, благоверных князей и т. д.), но могут встречаться и в тематически разных произведениях.
Пахомий Логофет является одним из самых известных представителей стиля «плетения словес» (обозначаемого также как эмоционально-экспрессивный, панегирический и др.). Творчество Пахомия имело огромное значение для древнерусской книжности: им были установлены каноны для агиографических и гимнографических сочинений, на которые ориентировались многие книжники, нередко используя его сочинения в качестве образца и источника; значительно их влияние на уровне мотивов и топики. Практически все жития Пахомия вошли в Великие Минеи Четьи и другие минейные своды, а службы - в служебные Минеи.
В целом творческое наследие Пахомия изучено слабо и непоследовательно. Не разработаны история создания, рукописная традиция и текстология мн. произведений, в связи с чем, с одной стороны, периодически появляются предположения об атрибуции писателю новых сочинений и редакций, а с другой - ставится под сомнение утвердившаяся атрибуция. Многие сочинения до сих пор не изданы.
Служба св. князьям Борису и Гребу в редакции Пахомия Лагофета. Автограф Пахомия Лагофета. 1443–1445 гг. (РГБ. 304/I. № 116. Л. 423)
Автограф Пахомия Лагофета на листе переписанного им Апостола толкового (РГБ. 304/I. № 116. Л. 167)
Автограф Пахомия Лагофета на посл. листе переписанного им Сборника св. Симеона Нового Богослова ((РГБ. 304/I. № 180. Л. 103 об.)
Автограф Пахомия Лагофета на последнем листе переписанной им Толковой Псалтири Афанасия Александрийского (РГБ. Ф. 173/I. № 23. Л. 225 об.
Во второй половине XV века в Троицком монастыре не переводились любители книг и книжного «почитания». Так, в 1445 году для старца Паисия священноинок Макарий переписал довольно объемный Сборник житий святых и Слов в 464 листа. Тому же, вероятно, старцу Паисию принадлежит в известной части Сборник , в котором имеется такая запись: «соборник паисеевский». В Патерике имеется такая запись: «в лето 6977 (1469) пресви(тер) раб Христов инок Паисей». Паисий Ярославов переписал житие преподобного Кирилла Белозерского, сделав при этом следующую заметку: «Господину игумену Спиридонию Живоначальныя Троиця сие надписание от рукы грешнаго инока Паисея от усердия с любовию аще и неудобренно но от жалания».
При игумене Вассиане над переписыванием книг трудился Алексий Райков, переславец. В 1456 году он переписал толкование Феофилакта Болгарского на Евангелие от Иоанна. В 1472 году дьяк Иеремия «повелением старца Феогноста» переписал Четвероевангелие. В 1474 году «благословением раба Божия игумена Авраамия» инок Елисей переписал Служебник и Требник.
В конце XV века на игуменство вступает Серапион , при котором переписка книг также интенсивно продолжалась. В 1497 году «по благословению и замышлением честнейшаго господина игумена Серапиона рукою многогрешнаго инока Феодосия Шастуна» переписан Октоих. Игумен Серапион заботился о переписке не только богослужебных, но и других книг. В Сборнике поучений святителя Иоанна Златоустаго читаем такую запись: «В лето 7006-е месяца сентября в 1 день… в царской обители святыя и живоначальныя Троици Сергиева монастыря повелением духовного Настоятеля игумена Серапиона начата бысть сия книга писати Сборник… а писана бысть рукою многогрешнаго худейшаго раба Божия Кости… Дмитриева сына».