Справочные материалы к объектам картины “Перенесение мощей святого князя Александра Невского императором Петром Великим в Санкт-Петербург”
Краткая биографическая справка
Филипп Москвитин - художник, знаменитый своими работами в области монументального искусства, иконописи, исторической живописи и портрета. Родился 20 декабря 1974 года в Иркутске. Учился в Московской средней художественной школе (МСХШ) при Институте имени В.И. Сурикова и в Российской академии живописи, ваяния и зодчества, в аспирантуре. Преподавал в Православном университете св. апостола Иоанна Богослова, его выпускники стали востребованными иконописцами. С 1992 г. принимает активное участие в союзных, академических и международных выставках. Картины Филиппа Москвитина находятся в собраниях музеев, в частных коллекциях России и за рубежом. Так же Москвитиным создано более 400 иконописных работ для монастырей, храмов России и Зарубежья.
Описание картины «Перенесение мощей святого князя Александра Невского императором Петром Великим в Санкт-Петербург» (автор текста: искусствовед, критик и поэтесса Валентина Ефимовская)
Тревожно и динамично, сюжетно развивающееся полотно Филиппа Москвитина, посвященное личности и деяниям Петра Великого “Перенесение мощей святого князя Александра Невского императором Петром I в новую столицу” (2000 г.). Художник, конечно, зная о неоднозначных отношениях беспощадного реформатора Царя Петра и Церкви, выбирает знаменательное событие из жизни венценосца, который славился не только своими нововведениями, но и историческими военными победами. Следствием таковых явилась возможность закладки Санкт-Петербурга, где духовным центром стал Александро-Невский монастырь. Эта большая, многофигурная картина, композиционно сложная, насыщенная многими историческими, богословскими, нравственными аналогиями и смыслами, несет главную идею – идею Богоданности власти. Несмотря на все сюжетно-смысловые наслоения, произведение воспринимается с живым интересом, потому что в нем есть драматическое начало. Художнику удалось создать диалогическую композицию: лица и фигуры, люди и предметы, силы стихии показаны во взаимодействии, в отношении друг к другу и к происходящему событию. Нет сомнения, что и Государь император Петр Великий при всей сложности своей натуры шел по пути спасения и потому незадолго до своей смерти решил перенести мощи святого благоверного Великого князя Александра Невского в Санкт-Петербург по своей неколебимой вере, что святой князь станет не только заступником новой столицы, но всей будущей России, а его святые мощи на века станут духовным фундаментом города. Как трудна была эта дорога спасения, дает понять в картине аллегория зыбкого, морского, штормового пути, по которому перевозили драгоценную реликвию. Смысловым и идейным центром полотна является серебряная рака с мощами святого князя Александра Невского, наделенного волею царствующего Венценосца символами Государевой власти – горностаевой мантией и императорской короной. Вдохновенная, обуреваемая страстями и непогодой личность царя Петра изображена художником в сдержанных, тревожных тонах в левой части картины. Правая же, пронизанная солнечными лучами, с изображением ровного и спокойного моря, является как будто местом веяния тихого ветра - “глас хлада тонка”, духовного бытия, которое, как правильно понимает художник, может осуществляться только в пространстве Церкви, возвышающейся на втором плане. Монументальны, величественны в золотых одеяниях фигуры архиереев, принимающих святыню от Великого Царя. Так глубоко веровал император Петр в Промысел Божий, в то, что волею Божией созидаются победы русского оружия, что даже перенесение святых мощей задержал, чтобы приурочить торжество строго к 30 августа 1724 года, ко дню подписания Ништадтского мира и победного окончания Северной войны.
Благодарность
Выражаем искреннюю благодарность за предоставленную оцифрованную копию картины "Перенесение мощей святого князя Александра Невского императором Петром I в новую столицу" автора - русского художника Филиппа Москвитина. А также благодарим за сотрудничество коллектив службы "Виртуальный Русский музей" и лично его начальника Гладких Марию Юрьевну.
- Автор проекта:
- Шевчук Игорь Андреевич
- Программист-разработчик:
- Жуков Максим Андреевич
- Техническое обеспечение:
- Монич Стефания Викторовна
- Контекстное наполнение:
- Касмынина Анастасия Олеговна
Шевчук Анастасия Сергеевна - Продакшн:
- Зенцова Ольга Сергеевна